Диагностика детских страхов

Дети радуются, плачут, испытывают страх, печаль. В каждом возрасте наблюдаются нормативные страхи, при благоприятных обстоятельствах жизни они исчезают. Но бывают случаи, когда страхи накапливаются, мешают личностному развитию ребенка и создают для него адаптационные, невротические и другие проблемы. Когда эмоциональное состояние становится патологическим, необходима специальная коррекционная работа. Одним из эффективных методов работы с проблемами страха у детей является арт-терапия. Арт-терапия - это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности. Творческий процесс является главным терапевтическим механизмом, позволяющим в особой символической форме перестроить конфликтную травмирующую ситуацию, найти новую форму ее разрешения. Через рисунок, игру, сказку арт-терапия дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания, способствует повышению самооценки, расслаблению и снятию напряжения и, конечно же, помогает в развитии творческих способностей. Арт-терапевтические методики позволяют погружаться в проблему страха на столько, на сколько ребенок готов к ее переживанию. Сам факт получения задания нарисовать страх организует деятельность детей и мобилизует их на борьбу со своими страхами.

/ методики

Эмпирическое исследование проводилось с использованием теста А. Выборку исследования составили детей из старшей группы от 5,1 - 6 лет и детей подготовительной группы 6,2 - 7 лет. Был проведен содержательный анализ страхов детей старшего дошкольного возраста - выявлены ведущие типы страхов, описана специфика и их содержание. Автор представил результаты свидетельствующие о том, что страхи современных детей имеют возрастные различия, обусловленные изменениями в социокультурной среде российского общества снижение возраста начала обучения в школе, повышение требований к готовности ребенка к школьному обучению и прочее.

Дошкольный возраст воспринимается в настоящее время как этап подготовки ребенка к школьному обучению, следовательно, страхи, свойственные детям младшего школьного возраста, становятся актуальными для детей шестого и седьмого года жизни. Текст научной статьи Анализ научной литературы показывает, что для психологической теории проблема страхов не нова [7].

Анализ и интерпретация результатов исследования. Далее была . Таблица -Результаты по методике «Нарисуй свой страх» А.И.Захарова.

Нарисовать на бумаге свой страх Интерпретация детского рисунка: Огонь - ощущение дискомфорта в отношениях с близкими людьми, дефицит уравновешенности, неуверенность в их любви. Баба Яга - символ злых сил, агрессия. Черт - страх наказания, злого влияния, сомнений, низкая самооценка. Ребенок часто видит ссоры родителей. Змей Горыныч - страх мужской агрессии жестокость отца. Кот - страх агрессии, жестокости, смерти, грубое авторитарное поведение отца пьянки, драки в семье.

Волк - ощущение ребенком потери опоры под ногами, неуверенность в себе. Страх, ближе к ужасу отец жестокий. Лиса - символ хитрости, коварства, непредсказуемости, опасности.

Данная методика разработана и апробирована российскими специалистами-психологами Александром Ивановичем Захаровым и Мариной Александровной Панфиловой. Применение методики обусловлено потребностью выяснения всего спектра страхов, которым подвержен ребенок, перед непосредственным проведением коррекции данного состояния психологом. Обычно данный тест используется в том случае, если ребенок еще плохо рисует или не любит рисовать.

Психолог рисует контуры двух домов на одном или на двух листах:

После проведения теста"Нарисуй человека" на основании анализа Однако это еще не все возможности проективной методики «Нарисуй человека». а тем более с интерпретацией справится специалист – ведь выводы, конечно же, Тест «страхи в домиках» направлен на выявление.

Методика используется при обследовании детей и взрослых в качестве ориентировочной методики, данные которой помогают выдвинуть гипотезу об особенностях личности. Все признаки интерпретируются символично. Предлагается лист А4, толщина средняя, простой карандаш, 6 цветных, ластик, точилка. Психолог отмечает все реакции: По окончанию рисования ему предлагают придумать название и ответить на вопросы: Представь себе, что оно встретило волшебника, который может исполнить три желания и что оно загадает.

Анализ данных проводится путем интерпретации рисунка и особенности рассказа. Признаки агрессии на рисунке: Распознать это поможет интерпритация беседы. Если ребенок говорит, что это нужно чтобы защищаться, обороны и т. Признаки агрессии в рассказе: Для регистрации состояния психики используется исследование моторики в частности, моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка. Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением буквально: Если реальное движение по какой-то причине не осуществляется, то в соответствующих группах мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для осуществления ответного движения на представление — мысль.

ДИАГНОСТИКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ"Детский рисунок" Психология

Однако страхи могут быть дезадаптивными в тех случаях, когда они становятся сильными и устойчивыми, тревожат ребенка в отсутствие потенциальной опасности и мешают нормальному выполнению физических, социальных и интеллектуальных функций. Психологи обычно различают два вида страхов: Хотя невозможно точно предсказать, какие именно страхи разовьются у конкретного ребенка и насколько они будут сильными, все же можно сделать ряд обобщений относительно факторов пола и возраста в их развитии.

Исследователи многократно подтверждали тот факт, что девочки сообщают о большем количестве страхов, чем мальчики. Однако на основании этих исследований нельзя сказать, обусловлено ли это половое различие более высокой врожденной предрасположенностью девочек к такой реакции, как страх, или же действием других факторов, таких как влияния половой роли.

и проективного рисуночного теста «Нарисуй свой страх». Выборку . А.Л. Венгера, предлагаемы интерпретации проективных методик. Данные.

Образование Тест предназначен для обследования как детей, так и взрослых. Дерево, по всей видимости, показывает долговременные, неосознанные чувства по отношению к своему Я, которые главным образом существуют на базовом, первичном уровне. При выполнении теста очень важно отслеживать последовательность изображения деталей, все комментарии, самопроизвольно сделанные тестируемым во время рисования, а также его эмоции.

Задание к тесту Необходимо дать тестируемому лист бумаги для рисования, простой карандаш, ластик и попросить его нарисовать себя в образе дерева. После того как рисунок будет готов, предложите написать о жизни дерева: Человек, нарисовавший пальму или дерево экзотической породы, склонен к экстравагантности в своих поступках, рассуждениях, в манере одеваться. Он любит приключения, при которых получает массу новых впечатлений. Того, кто нарисовал ель, отличают хорошие организаторские способности.

Методика «Нарисуй себя»

В пользу ребенка говорят такие дополнительные детали рисунка, как трость, портфель, роликовые коньки и т. На рисунке могут присутствовать и негативные знаки, на которые следует обратить внимание, поскольку они могут свидетельствовать об определенных проблемах: На лице нет глаз; один глаз на лице в анфас; два глаза на лице в профиль.

Проведение тестирования и интерпретация результата методики .. или обоих сразу, он хочет"нейтрализовать" свой страх хотя бы на бумаге.

Делюсь опытом работы по теме"Рисуночные тесты как метод изучения личности школьника" Рисуночные тесты позволяют изучить отношение к коллективу, семейные отношения, взаимодействие с педагогами и родителями, выявить личностные особенности ребенка. Рисуночные тесты относятся к проективным методикам, основаны на принципе проекции, то есть символический перенос содержания внутреннего мира на внешний мир.

Рисуя тот или иной объект, человек невольно, а иногда и сознательно передает свое отношение к миру. Рисунок — это всегда какое-нибудь сообщение, зашифрованное в образах. Рисуночные методики очень просты в проведении, занимают немного времени и не требуют никаких специальных материалов, кроме карандаша цветных карандашей, красок и бумаги. Показатели, учитываемые при интерпретации рисуночных тестов, не однозначны, поэтому не рекомендуется делать окончательные выводы о психологических особенностях субъекта на основе одного лишь этого метода.

Заключение ни в коем случае не должно основываться на отдельных признаках рисунка, взятых изолированно, вне их связи друг с другом. Интерпретация может быть относительно надежной лишь в том случае, если она поддержана двумя — тремя признаками, обнаруживающимися в рисунке. Внешне простота графических методик, однако, обманчива. Если ребенок нарисовал животное с большими зубами и рогами, то это еще ровным счетом ничего не говорит об уровне скрытой агрессивности. Скорее всего бывает так, что эти признаки являются результатом того, что накануне ребенок посмотрел какой-то фильм по телевизору может быть, даже про животных и это обыкновенный след временных, преходящих впечатлений.

психологические упражнения для тренингов

Проективные рисуночные методики Просмотров: Евгения Брашко Среди диагностических средств, используемых в психологической практике, рисуночные методы, по мнению А. Венгер, стоят на первом месте. Появилось большое количество отечественных и переводных работ.

К примеру, диагностическая методика «Нарисуй себя» (по А. М. Нарисуй хорошего мальчика (девочку). учитывать собственную, авторскую интерпретацию, что позволит лучше понять . Нарисуйте свой страх на листе бумаги.

Остальные позволяют определить особенности отношения к потенциально стрессогенным объектам и ситуациям. Проективные рисунки позволяют выявить школьную тревожность учащихся, либо общую, либо связанную с той или иной ситуацией. Рисуночные методики применимы для испытуемых любого возраста. Ограничения могут быть связаны только с затруднениями в понимании инструкции. Диагностика может проводиться как индивидуально, так и в групповой форме. Начиная с 3-го класса он может проводиться фронтально в письменной форме, при условии, что вопросы четко сформулированы.

Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза.

Методика «Нарисуй человека» Маховер

Данная методика разработана А. Василяускайте и предназначена для диагностики эмоционально-ценностного отношения к себе у детей 5—9 лет. Для выполнения задания ребенку даются шесть цветных карандашей — синий, красный, желтый, зеленый, черный, коричневый. Бланк методики представляет собой сложенный пополам книжечкой стандартный лист нелинованной белой бумаги.

Проективная методика «Человек под дождем» Интерпретация рисунка Двойные линии – тревога, страх, подозрительность. . Рисунки-шаржи означают желание избежать оценочных суждений в свой адрес.

Кого не заинтригует задание придумать и нарисовать такое животное, которое никогда не существовало ни в книгах, ни в фильмах, ни в сказках?.. Итак, включаем фантазию и поехали! Чтобы правильно интерепретировать тест, нужно сначала правильно дать задание. Методика проведения теста"Рисунок несуществующего животного" Инструкция: Придумай и нарисуй несуществующее животное. Это должно быть животное, которого никогда раньше не было ни в сказках, ни в фильмах, ни в мультфильмах, ни в мифах, нигде-нигде.

Это должно быть твое собственное животное - любое, такое, какое ты захочешь. На все вопросы рисующего Вы или повторяете инструкцию"А можно нарисовать русалку?

Рисуночный тест «Моя семья». Методика интерпретации рисунка

Харрис Общая характеристика методики Данная методика направлена на исследование интеллектуального развития детей и подростков от 3 до 15 лет. В ее основе лежит предположение о том, что изобразительная деятельность отражает умственное развитие, поэтому сначала остановимся на основных этапах становления детского рисунка. В первые годы жизни в связи с тем, что моторика и координация ребенка развиты слабо, рисунки носят хаотический характер, фактически ничего не изображают и не означают.

Малыш получает удовольствие от того, что оставляет на листе различные следы. Начиная с трехлетнего возраста рисунок ребенка приобретает предметный характер.

Искусство интерпретации рисуночных тестов требует знакомства с большим В отличие от большинства других тестов, рисуночные методики могут стандартизованную рисуночную методику — тест «Нарисуй человека», . Обычно можно найти как свои достоинства, так и недостатки в каждом из.

Такие люди не впадают в восторженное состояние от неожиданности. Им нужны порядок, предсказуемость и последовательность в собственной жизни и в поступках других людей. Одни и те жже мотивы их рисунков повторяются сова и снова, что позволяет предположить: Окружности, связанные друг с другом или вписанные одна в другую, позволяют распознать стремление к присоединению и соучастию. Они говорят о том, что человек чувствует свою отчужденность от других, выключенность, и страстно тоскует по дружбе.

19, 1: Советуем выполнить краткое простое задание в начале и только потом приступать к прочтению ключа, так вы сами сможете диагностировать некоторые важные области в своей жизни. Нарисуйте два обыкновенных круга. Не задумывайтесь, просто нарисуйте.

Как отпустить свой страх

Жизнь вне страха не просто возможна, а полностью реальна! Узнай как полностью избавиться от страха, нажми здесь!